Достаточно неплохое рассмотрение вопроса. Я бы углубился в следующее.
Кросс-кантрийные велосипеды предназначены для очень крутых подъемов и спусков по пересеченка, иногда с весьма большим уклоном. Поэтому геометрия рамы спроектирована именно для того, чтобы ломиться в торчки (...) Кроссовый же велосипед рассчитан для езды по дорогам, поэтому конструкторы его проектировали именно с учетом езды по дорогам
[spoilerРассмотрим наших пациентов.]Axis:
Scarpe:
[/spoiler]
Что мы видим? А видим мы главным образом 1) более низкую каретку на кроссе, 2) более короткую верхнюю трубу и 3) более тупой угол рулевой. А это значит, что, грубо говоря 1) геометрическая проходимость кросса хуже, 2) посадка более вертикальна (менее агрессивна) и 3) руление несколько более чувствительно, поведение на спусках при этом менее стабильно. А по сумме выходит, что кросс существенно слабее подготовлен к съезду с вот этих вот дорог (о которых разговор отдельный — см. чуть ниже).
Но это теория. А сейчас немного своего опыта (полсезона в основном по городу).
1. Катание по нашим дорогам — это вам не фунт изюму. Колдобины, ямы, рельсы. Как результат — риск систематических змеиных укусов либо качать по полной в ущерб комфорту. Не скажу, что это следует рассматривать как характерный недостаток, ибо кое-что зависит и от техники езды.
2. Мнение о том, что накат кросса по твердому покрытию однозначно лучше по сравнению с МТБ, на мой взгляд, ...э-э-э... неоднозначно. Пересев на МТБ я ВНЕЗАПНО ощутил прямо обратное. Скажем так: далеко не все зависит от диаметра колес, есть и такие важнейшие факторы, как резина, трансмиссия. Судить о разнице в накате можно лишь при прочих равных, чего лично мне делать не доводилось.
3. Проходимость кросса по слабым грунтам и особенно по песку откровенно так себе.
4.
(Придирка) Существует тенденция ставить на кроссы регулируемые выносы, которые, по большому счету, даром не нужны, зато со временем начинают скрипеть.
Лично я пришел к следующему выводу. Рассматривать кросс как глобальную категорию - «городской велосипед» или нечто среднее между МТБ и шоссейником - опрометчиво. Его бонусы условны, а ограничения вполне осязаемы, и я склонен считать этот класс байков скорее нишевым, ориентированным на осознанный выбор опытного наездника. Иными словами, формула «катаешь по городу — бери кросс» (каковая не пропагандируется здесь, но иногда звучит или читается между строк на форуме), на мой слабовидящий взгляд, в общем случае не работает.