Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Будь-які "залізячні" питання
Аватар користувача
Technician
steel is real
Повідомлень: 1503
З нами з: 18.4.14 20:18
Стать: чол
Звідки: оттуда

Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Technician » 29.8.16 22:09

Взять и сделать.

Зображення

На этом форуме обитает человек, который своими руками спаял раму на трубах Columbus SL. Знакомьтесь, Евгений Водолазский, он же waterlaz. Мы познакомились на бревете BRM-200 "Калюжа" в этом году. Когда после старта на Гостомельском шоссе образовалась группа отрыва во главе с Артёмом Непоседовым, он был с нами до распада группы в Украинке. На смене сидели в то утро двое: Артём и я. Скорость была очень высокая. Последние 40 с лишним километров я был в голове группы, но перед поворотом на Малин группа словно включила кнопку другой скорости и ушла в горизонт. И так валим впереди паровоза, куда, блин, ещё быстрее? Подуставший, я уже не стал их догонять. Потом проехал Женю, чинившего прокол на обочине и он добрал меня на остановке в Радомышле. Так до финиша вместе и доехали. Когда он рассказал, что раму спаял своими руками, я уже знал, с кого надо взять пример. И у кого интервью. :)
Spoiler
Show
Зображення

Зображення
Зображення

Technician: Привет, Женя, как дела?

waterlaz: Привет, неплохо =)

Ты суровый бреветчик. Кроме тебя в дальнобой на глухаре никто не ездит. Откуда взялась идея пройти все маршруты от 200 до 600 км на одной передаче? Я видел, что Саша передавал тебе прошлогодние медали, на чём ты раньше ездил бреветы?

В этом году, кажется, ещё два человека ехали 200-ку на глухарях, так что не совсем уж один. Ездить бреветы я начал совсем недавно, в прошлом году на 200-ку меня заманил другой фиксер, который, правда, утром перед стартом внезапно не смог приехать. Уже на старте я словил немало недоуменных взглядов и не очень приятных комментариев за своей спиной в адрес моего велосипеда. Тот бревет дался мне тяжело, но я доехал и быстрее большинства критиков =P. Тогда у меня был ХВЗ Метеор с глухой передачей. Какой-либо философии под езду на глухаре не подвожу, просто это единственный мой велосипед, который мне действительно нравится, а шоссейный так и лежит в полуразобранном состоянии. Как показала практика, передачи в Киевской области не очень нужны. Уверен, что на МТБ ехать сложнее.

Не было проблем с судорогами от беспрерывного педалирования?

Я почти не знаю, что такое судороги. Кажется, пару раз схватывали, но это было, когда я несколько дней лежал на диване. Вообще считаю, что вопреки расхожему мнению, глухая передача спасает от многих велосипедных проблем и отучивает от вредных привычек.

Расскажи немного про дождевую 400-ку. У тебя было 8 проколов. До финиша доехали 9 человек. Я отморозился от той поездки по ряду причин и наверное рад, что не сложилось. Тут от одной мысли о таком заезде мурашки по коже, не говоря о том, чтобы взять — и сделать.

Мне очень понравилась та 400-ка. Если бы не постоянные проколы, то было бы вообще идеально. К сожалению, не успел проехать последний участок плохой дороги до темна. Пришлось сбросить скорость до 10-15км/ч, но даже так словил несколько десятков ям и истратил последние запасы эмоциональных сил, а выехав наконец на Бориспольскую трассу, начали мёрзнуть колени. Финишировал около двух ночи и прекрасно провёл время на финише до самого утра за домашними налистниками и душевными разговорами.
Spoiler
Show
Зображення

Очень красивый и редкий вынос Dura Ace AX Quill Stem HS-7300.

Зображення

Зображення
Зображення

Окей, давай перейдём к технике. На форуме Харьков-турист ты писал, что хотел расслабленный "фикс-крузер". Это потому, что у тебя уже был опыт катания на трековых велосипедах?

Это наполовину шутка. Всё-таки на трек я попадаю в лучшем случае два раза в год и по геометрии хотел что-то среднее между трековым и шоссейным велосипедом. Колёсная база получилась короче(970-980мм), чем на многих шоссейниках. Дело в том, что в среде фиксеров есть некоторые странные модные заморочки. Одна из них -- стремление к небольшим зазорам между колёсами и рамой/вилкой. Я не видел в этом какой-либо пользы и сейчас у меня почти что целых невероятных 25мм между задним колесом и подседельной трубой :D. В теме на Харьков-турист я хотел отшутиться насчёт зазоров так, чтобы никаких вопросов на эту тему больше не было, вот и назвал раму "фикс-круизер".

Та да, расслабленный. На моём шоссере — 11 мм. :D Почему решил сделать раму своими руками? На барахолке куча предложений.

Это было абсолютно непрагматичное решение. Мне пришлось много чего купить, чтобы сделать раму. За эти деньги можно было бы взять что-то очень неплохое. С другой стороны, теперь у меня действительно МОЙ велосипед, а ездить на своей раме -- непередаваемые ощущения.

Зображення

Дропауты из нержавейки ручной работы.
Spoiler
Show
Зображення

Справа — старый набор Columbus SL, выпускавшийся в 80х-90х, слева — новый SL, выпускаемый фирмой Columbus по сей день. Старый представлял из себя обычный хромомолбиденовый сплав, который компания называла Cyclex, новый же легирован ниобием. Он прочнее и легче. Новый химический состав стали позволил сделать новый SL тоньше на 0.1 мм и таким образом верхняя и нижние трубы имеют переменную толщину 0.8/0.5/0.8 мм (было 0.9/0.6/0.9). Подседельная труба стала тоньше в месте расширения (было 0.9, стало 0.8 мм), но основной ствол остался прежним (0.6 мм).
С одной стороны, спаять раму — это не ракетные технологии. Собственно, почему в прошлом веке появилось столько фреймбилдеров и сколько появляется сейчас, кто по-старинке предпочитает газовой горелкой паять стальные трубы. Порог входа в этот вид производства достаточно низкий, чтобы каждый мог попробовать. Есть баллон с газом, паяльник, голова и две руки — можно начинать. С другой стороны, для этого требуется определённое умение. И понимание. Глядя на изувеченные электросваркой рамы на барахолке, понимаешь, что это не всем дано. У тебя определённо был опыт сварочных работ. С нуля велик собирать не начинают. Расскажи об этом.

Наверное, это смешно, но когда я покупал первый комплект труб, весь мой опыт заключался в сварке забора полуавтоматом на даче. Варить тонкостенные велосипедные трубы намного сложнее, чем грубую сталь 5мм для забора. Пайка проще и ошибки не так страшны, а существенный недостаток лишь один -- занимает больше времени. Пока учился паять, отремонтировал несколько стальных стульев дома. Потом случилось чудо и я познакомился с американским рамостроителем, Doug Fattic, который, как оказалось, периодически бывает в Киеве. Он мне очень сильно помог, подкорректировав технику пайки. Ну а идею спаять раму самому я вынашивал несколько лет, продумывая разные мелочи.

Columbus SL славится своей комфортабельностью, некоторые даже недолюбливают его в больших ростовках за излишнюю плюшевость, ищут более жёсткий SLX и SLX New. Выбор на SL пал специально, ты искал именно этот набор или он удачно "подвернулся под руку"?

Я хотел классические диаметры труб, а там, где я покупал, подходящий Columbus был только SL. Вообще, сравнение разных труб -- непростой вопрос, который усложняется ещё и тем, что современный SL и SL двадцатилетней давности -- совсем разные трубы из разных сталей.

Из SL сделаны оба треугольника?

Да. Я покупал полный комплект на раму.

Трубы для вилки от Nova (no name? guessing game?) ты отдельно покупал?

Когда покупал трубы на раму, не был уверен, что решусь паять вилку (и, главное, потом на ней ездить). Заканчивая с пайком рамы, почувствовал в себе силу и уверенность сделать ещё и вилку. Трубы вилки от Nova, но кто их изготавливает, я не знаю. Где-то встречал мнение, что это скорее всего Dedacciai, но я не знаю.
Spoiler
Show
Зображення

Зображення
Зображення

Наверное, самый ехидный вопрос: где обрезаны трубы? :) Как правило, фреймбилдеры готовы рассказать про свои рамы всё и ещё немного больше, но где начинается и заканчивается баттинг держат в строгом секрете. Это как рецепт вина.

Я думаю, фреймбилдеры пытаются это выставить чем-то более сложным, чем оно есть на самом деле. В конце концов, любую раму всегда можно "вскрыть" и посмотреть =). У меня же все достаточно просто. Верхнюю трубу я обрезал впритык, там осталось совсем немного баттинга с обеих сторон. На нижней трубе я попытался оставить как можно больше баттинга у рулевого стакана. С подседельной трубой все совсем просто, у неё баттинг только со стороны каретки, отрезал от него по минимуму.

Почему пайка встык? У тебя не было узлов или ты к узловым рамам не питаешь интерес?

Мне нравятся узловые рамы, но вместе с тем есть какое-то ощущение, что это как конструктор лего, все углы и диаметры труб уже выбраны за тебя. При пайке встык больше свободы. Настоящая же причина, конечно, в том, что узлы нужно было ещё покупать, а я, надо сказать, тогда сильно экономил.

Вилку сам гнул или пришла со склада с изгибом?

Это одна из тех вещей, которые казались мне очень сложными и сильно беспокоили, а на деле всё получилось достаточно просто. Трубы для вилки обычно продают ровными. Я специально вырезал шаблон для трубогиба. Первый сделал из ДСП, он долго не прослужил, второй -- из дуба.
Spoiler
Show
Зображення

Зображення
Зображення

Каким образом ты фрезеровал посадочные диаметры?

Этот момент долго был для меня камнем преткновения, пока я не прочитал о простом методе точной торцовки труб. На компьютере рассчитывается шаблон, распечатывается, вырезается, приклеивается вокруг трубы и уже по нему напильником доводится нужная форма. Все очень просто, достаточно точно и лишено некоторых проблем с торцовкой труб фрезой. Когда я прочитал об этом методе, мне даже стало стыдно, что сам не догадался.

Расскажи про начало работы. Вот у тебя есть набор труб. Чертёж готов, углы примыкания определены, трубы обрезаны до нужной длины. Ты построил себе зажимное приспособление или на бумаге раскидал чертёж и по нему с помощью струбцин фиксировал узлы примыкания? Или я что-то упускаю? :)

Я разбивал работу на части так, чтобы каждая часть была максимально простой. Последовательность такая:
1) Подседельная труба с кареточным узлом.
2) Нижняя труба с рулевым стаканом.
3) Два полуфабриката из пунктов 1) и 2).
4) Верхняя труба.
5) Дропы с нижними перьями.
6) Нижние перья с передним треугольником.
7) Верхние перья.

Пункты 1), 2) и 4) можно делать без каких-либо приспособлений, для пункта 3) я прижимал струбцинами подседельную трубу и рулевой стакан, выдерживая их в одной плоскости и под нужным углом.

Зображення

На твоей раме всего 3 узла: один — корона вилки, а два в головной трубе. Спереди они такие красивые, ажурные, а сзади, где к ним примыкают верхняя и нижняя трубы, сходят на нет. Так сделано специально? Почему полностью от них не отказался?

У рулевого стакана тонкие стенки и после развёртки до нужного диаметра торцы становятся слишком слабые, так что может пойти трещина. В узловой раме торцы усилены узлами, для безузловой нужно либо брать стакан с толстыми стенками, либо припаивать усиление на торцы. Поскольку я уже купил трубы с лёгким рулевым стаканом, я пошёл по второму пути. Кстати, колечки с узорами мне передал Doug Fattic, большое ему спасибо за это.

Что было самым сложным в процессе постройки рамы?

Я решил делать задние дропы сам. Ручной ножовкой по металлу вырезал из нержавейки и доводил напильником. Мало того, что ушло очень много времени и сил, так потом ещё и оказалось, что по науке нержу нельзя паять латунью. Мне повезло с флюсом и я не без труда, но припаял их.

Резьбу в кареточном узле сам нарезал? Какой стандарт резьбы?

Резьба британская, кареточный узел продают уже с резьбой. Я опасался, что резьбу придётся чистить после пайки, но все обошлось. Нужных метчиков у меня, увы, нет.
Считаю, что на новых рамах имеет смысл делать либо британского стандарта, либо уже BB30. Первый хорош тем, что нет дефицита кареток, а второй -- наконец-то ходовой стандарт с метрическими размерами.
Spoiler
Show
Зображення

RIH worship. :)

Зображення
Зображення

Система Campagnolo Record Pista с шатунами длиной 170 мм и звездой ЦКТБ.

Расскажи про компоненты. Из чего собирал?

Колеса собраны на ободах DT Swiss. передняя втулка -- Pro-Lite, задняя -- Token Track. Система -- Campagnolo Record Pista. Изначально стоял глубокий трековый руль Nitto B123 с очень глубоким трековым стальным выносом Nitto Jaguar. Посадка была такая, что в нижнем хвате я руками держался на уровне верха переднего колеса. В такой позе я умудрился проехать 200-ку и 300-ку, но под впечатлением поставил более комфортный Nitto M179 и шикарный вынос Shimano Dura-Ace со скрытыми болтиками, жаль только, крышечка от выноса потеряна.
Седло так же пришлось менять из-за бреветов, остановился на SLR SuperFlow.

Смотрю на твои свежие (тогда ещё) фотографии на ХТ и на сегодняшние после фотосессии. Велосипед покрылся благородной патиной. И тот, и этот вид привлекает внимание. Тот — первозданной чистотой, этот — брутальный beater, rat look, что тоже прекрасно. Когда сталь регулярно используется, в таком виде она может и 30 лет без проблем протянуть. Если велик оставляют на прикол, то, конечно, ржавеет быстрее. Но я не об этом. Не думал покрыть раму шеллаком, чтобы сохранить "сырой" вид и защитить её от коррозии? Не думаешь разобрать компоненты, отпескоструить и покрасить или залакировать?

Я пытался защищать раму льняной олифой. Она полимеризуется на воздухе и становится почти как лак, хоть и относительно легко стирается. Если бы наш климат был немного теплее, я бы точно раму уже не красил. Но из-за боязни соли зимой периодически появляется желание раму покрасить. Пока не решил, буду ли это делать.

Насколько возможно, расскажи о субъективных впечатлениях о езде. Как велосипед рулится? Комфортабельный ли (на Columbus SL уж точно должен быть!)? Стабилен ли он на скоростных спусках? Как чувствует себя позвоночник и пятая точка от попадания в яму?

Первое моё ощущение от поездки было, будто бы наши дороги стали на порядок лучше. Сейчас, когда попадаю в глубокую яму, то, конечно, испытываю дискомфорт, но со стальной вилкой и мягким рулём даже в кисти почти не бьёт. Если через руль не перелетел, то всё в порядке =). Рулится велосипед идеально, даже не смотря на стремную убитую рулевую, велосипед никуда не ведёт и очень комфортно ехать без рук. Ну и как я уже говорил, ездить на своей раме -- особое удовольствие!

Зображення

На твоём велике самый уникальный подседел из всех, которые видел. :)

О, я его тоже сам делал. Если точнее, то приспособил нержавеющую трубку к готовому замку. Считаю, что получилось неплохо.

На ХТ ты сказал, что принимаешь заказы по ремонту, но не созданию рамы с нуля. Почему? Народ у нас злой, обычно любые начинания говном забрасывают, в отличии от мастеровой культуры США, где принято проявлять encouragement, поддерживать, но ведь сколько позитивных отзывов на форуме! Так и дело можно открыть.

Тут все дело в ответственности. Одно дело -- ремонт чего-то, что без тебя бы уже никогда не ездило, другое -- создать что-то с нуля и быть полностью в ответе за качество. Знаю несколько печальных примеров, когда люди делали рамы на заказ, не будучи к этому готовыми. По мере того, как я набираюсь опыта в ремонте, моё отношение к изготовлению рам на заказ меняется.

Зображення

Что планируешь делать дальше? Какой проект задумал?

Как раз сейчас делаю трековую раму на заказ, а для себя -- шоссейный тандем.

Удачи тебе! Спасибо, что уделил время в выходной день и ответил на вопросы интервью! Скажи напоследок что-нибудь читателям. Может после этого к тебе за уроками потянутся.

Спасибо! И спасибо за фотографии!

Я сейчас, конечно, напишу не совсем серьёзно, просто думаю, что из-за многих стереотипов люди покупают далеко не лучший для себя велосипед. Поэтому, не стесняясь перегибать палку, передачи не нужны, МТБ не нужны, алюминиевые рамы не нужны =).

Зображення
Spoiler
Show
Зображення
tumbleweed-092.tumblr.com

Аватар користувача
Andrey V
* * * *
Повідомлень: 695
З нами з: 19.11.03 19:12
Skype: av_naumov
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Andrey V » 30.8.16 11:27

пасиба, было очень интересно прочитать!
Давайте людям больше, чем они ожидают. И делайте это легко.

Аватар користувача
Technician
steel is real
Повідомлень: 1503
З нами з: 18.4.14 20:18
Стать: чол
Звідки: оттуда

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Technician » 30.8.16 19:48

Спасибо за внимание.
tumbleweed-092.tumblr.com

tonny
* *
Повідомлень: 65
З нами з: 22.6.10 11:47
Стать: чол

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення tonny » 31.8.16 05:50

гарне інтерв`ю, дякую!
пс. Євгену повага за сміливість реалізації ідеї

Cedric
* *
Повідомлень: 186
З нами з: 26.8.10 16:19
Стать: чол
Звідки: Київ, Троєщина

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Cedric » 31.8.16 11:39

Отличный репортаж.

veloOFFline
* * * *
Повідомлень: 599
З нами з: 11.12.03 13:15
Стать: чол
Звідки: Kiev

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення veloOFFline » 6.9.16 01:14

Дуже цікаво! Дякую!

Аватар користувача
lisapedist
* * * * *
Повідомлень: 1642
З нами з: 13.10.08 18:18
Стать: чол
Звідки: ПОХ

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення lisapedist » 6.9.16 09:07

В світі велобудування )))
Ніфіга не розумію і половини термінів, але ясно що робота була проведена величезна.
Дякую, було цікаво. І герою інтерв'ю - вдачі у майбутніх проектах.
Мэнэ не цикавыть миныстерство туризму,
Я сам сэбэ турыст, я маю харызму!

Аватар користувача
Technician
steel is real
Повідомлень: 1503
З нами з: 18.4.14 20:18
Стать: чол
Звідки: оттуда

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Technician » 6.9.16 09:45

Спасибо всем за отзывы! Видно, что такой формат нужен.
tumbleweed-092.tumblr.com

Аватар користувача
Максим Козуб
* * *
Повідомлень: 243
З нами з: 9.8.16 00:28
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Максим Козуб » 6.9.16 09:50

Нужен, нужен, спасибо Вам. Сам не собираюсь заниматься конструированием и изготовлением, не езжу на шоссейнике, не езжу бреветы и т.д., но просто читать такую историю _очень_ интересно.

Аватар користувача
nobody
* * *
Повідомлень: 328
З нами з: 22.11.02 14:35

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення nobody » 6.9.16 10:15

Спасибо автору, интересный рассказ.
Хорошо, когда у человека есть руки и желание. Создателю рамы ++++ за смелость. Удачи!

waterlaz
* *
Повідомлень: 80
З нами з: 12.10.10 16:27
Стать: чол
Звідки: Киев

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення waterlaz » 3.11.16 21:55

Зображення
Зображення
А вот, кстати, трековая рама для Сергея Юшкова, о которой я говорил и которую наконец-то доделал.
На подседельной трубе едва заметная надпись "Yatagarasu", на лобике ворона с тремя лапами (рисовал Сергей).

Аватар користувача
Мустафа
* *
Повідомлень: 161
З нами з: 31.7.09 21:41
Skype: ozunal1981
Стать: чол

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Мустафа » 3.11.16 22:07

красивый получился! :good:
!!МЕХАНИК ВСЕГДА ПРАВ!!

Аватар користувача
Technician
steel is real
Повідомлень: 1503
З нами з: 18.4.14 20:18
Стать: чол
Звідки: оттуда

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Technician » 3.11.16 23:31

Женя, поздравляю! Fillet brazing аккуратный, приятно смотреть. Ещё очень нравятся задние дропауты. Они фрезерованные или ты опять пошёл тяжёлым путём? Карбоновая вилка — это пожелание клиента?

Интересный велосипед. В нём собрано всё, что я ненавижу в велосипедах: слопинг, головная труба 1.1/8" (и в связи с этим совершенно уродливые выносы), припаянный задний треугольник так, что он не продолжает визуальную линию верхней трубы, карбоновая вилка, не вписывающаяся в стальную эстетику. А сложилось ведь красиво! Наверное в этом и скрыто тонкое чутьё и вкус — собрать воедино.

Очень здорово.
tumbleweed-092.tumblr.com

waterlaz
* *
Повідомлень: 80
З нами з: 12.10.10 16:27
Стать: чол
Звідки: Киев

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення waterlaz » 4.11.16 00:44

Ещё очень нравятся задние дропауты. Они фрезерованные или ты опять пошёл тяжёлым путём?
Дропы фрезерованы на ЧПУ. Сергей принимал активное участие в создании этой рамы и рисовал дропы, как и шильдик, сам.
Карбоновая вилка — это пожелание клиента?
Да, все компоненты здесь подбирал клиент. Он хотел конкретно эту вилку и специально покупал её под этот велосипед.
В нём собрано всё, что я ненавижу в велосипедах:
Я тоже =)
слопинг
Идея была в том, чтобы верхняя труба и вынос были параллельны друг-другу.
головная труба 1.1/8"
Я тебе больше скажу, тут рулевой стакан под посадочные диаметры 44мм (против стандартных 34мм для 1 1/8).
припаянный задний треугольник так, что он не продолжает визуальную линию верхней трубы
Я хотел делать не так, а потом Сергей сам пожалел немного о таком исполнении. Но мне сейчас почему-то для этой рамы так даже больше нравится. :unknown:
карбоновая вилка, не вписывающаяся в стальную эстетику.
Мне сейчас жутко любопытно, как бы здесь смотрелась стальная вилка. Если смотреть на раму без вилки, то рулевой стакан кажется просто гигантским, но с такой вилкой совсем другое дело.

Аватар користувача
Technician
steel is real
Повідомлень: 1503
З нами з: 18.4.14 20:18
Стать: чол
Звідки: оттуда

Re: Велосипед своими руками. Интервью с waterlaz.

Повідомлення Technician » 4.11.16 08:18

Мне сейчас жутко любопытно, как бы здесь смотрелась стальная вилка. Если смотреть на раму без вилки, то рулевой стакан кажется просто гигантским, но с такой вилкой совсем другое дело.
Columbus Max может быть? :roll:
tumbleweed-092.tumblr.com


Повернутись до “Технозона”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 2 гостей