Два дня, как приехали с женой из Венгрии. Вспоминая о том, как нас там заботливо обгоняли - просто слёзы на глаза наворачиваются. :-)
Нет, действительно, я не шучу - очень аккуратно, а если дорога временно узкая, или встречная машина обогнать мешает, или ты объезжаешь слева большую лужу или яму на краю дороги, то обгоняющая машина тихонько пристраивается за тобой, сбрасывая скорость, не сигналит, едет потихоньку и терпеливо ждёт подходящего момента, и уж потом
потихоньку тебя обгоняет. За две недели венгерского турне киевоподобных баранов видел всего штуки две-три, не больше.
Правила Дорожного Движения водители соблюдают свято, особенно это касается проезда/остановки на светофоре. Идёшь по главной - всегда пропустят и перед самым носом выскакивать не будут. Т.е. водители ездят без чувства едкого антагонизма к велосипедистам, а совсем наоборот - с отеческо-материнской любовью (много женщин за рулём).
Прессуют (очень-очень близко обгоняют на большой скорости /не сбрасывая скорости/), сгоняя с дороги на обочину, только на трассах, где запрещено велодвижение. Это трассы имеющие внутренний номер из одной цифры. Они, как правило, довольно узкие, но катить на них можно под 90-100 км/час. Может и 120 км/час, точно не знаю. Словом, на такой скорости, да на узкой дороге, обгонять велосипедиста действительно большой гемор. На остальных дорогах, где движение велосипедов разрешено, очень часто стоит ограничение скорости - 60 км/час. Вот на них-то водители очень аккуратны, я бы даже сказал, бережны к велосипедистам. И я был буквально изумлён - машин на этих дорогах довольно много, а ограничения скорости никто не нарушает -- едут себе спокойно, гуськом.... никто никуда не торопиЦЦо и не несёЦЦя сломя голову словно жлоб в клуб на танцы.....
Я бы эта... не права отбирал - а сразу кастрировал (на первый раз) - чтобы не производили себе подобных. На второй - к стенке. ;o) Достала уже эта "новая общность людей" - убогий сАвеЦЦкий народ. Если у особи всего одна-единственная цель в жизни - купить машину, и кое-как купив её, индивидуум начинает чувствовать себя очень-очень большим х#ем, у которого жизнь удалась, то нефиг жить такому ... на белом свете.
Вы будете смеяться, но в Венгрии меня больше задрали именно будапештские вело-байкеры. Подъезжают сзади неслышно так и на большой скорости пытаются тебя обогнать, не предупредив никак, пытаются прошмыгнуть в щёлку между тобой и стеной дома, забором или столбом. Как правило это им не удаётся - я то ли случайно вильну (например стартую и набираю скорость помаленьку), или наоборот, я останавливаюсь, чтобы что-нить сфотографировать, а потому немного меняю траекторию своего движения. Словом, байкер давит по тормозам, я нервиничаю (на шее у меня болтается SONY F828, которую жалко разбить "вот за просто так", да и велик мне тоже жалко), пару раз я даже не сдержался и громко выругался, аж прохожие обернулись..... ;o))))))
Я, когда обгоняю пешеходов всегда сбрасываю скорость, чтобы их не напугать. Особенно сбрасываю скорость, когда на тротуаре маленькие дети. И еду медленно-медленно за пешеходом, которого я хочу обогнать, до тех пор, пока не представится подходящая возможность сделать это не напрягая обгоняемого. Если же мне некогда долго ждать и нужно проехать оперативно, то я предупреждаю о своём намерении слегка пощёлкивая клешнями тормозов, а когда человек оборачивается и увидев меня уступает дорогу, то я всегда обязательно благодарю его, чтобы не создалось впечатления о невежливом пощёлкивании клешнями тормозов.
Кстати, в Будапеште то и дело приходилось подолгу ожидать возможности обогнать пешеходов, так как много ездили по тротуарам (из-за жены я не рисковал ездить по проезжей части улиц Будапешта, где требуется чёткость и оперативность перестроений из ряда в ряд и безукоризненная безошибочность при езде, иначе недолго оказаться под колёсами). Так вот возвращаясь из Буды в Пешт по одной из велодорожек я пристроился к пожилой паре, ехавшей на тандеме. ОН впереди, ОНА - сзади. Так вот у них на тандеме был велозвонок, причём не резкий, а очень мелодичный, приятный на слух, звучащий весело и по-доброму (хотя это был классический металлический велозвонок "дзынь-дзынь"). Пара на тандеме ехала довольно быстро и ОН то и дело
загодя предупреждал звонком пешеходов, рассеянно забредавших на велодорожку, о том, что едет велосипед, и те оперативно расступались, освобождая дорогу. Мы с женой пристроились в кильватер к этой интересной парочке и проехались за ними по Буде с большим удовольствием и ветерком. ;o))) Надо бы подумать о подобном приобретении - очень экономит время в большом западном городе.
Да, единственное в чём можно упрекнуть венгерских автоводителей - ну хлебом не корми - любят запарковать свой автомобиль прямо на повороте перекрёстка, порой даже перекрыв своей машиной зебру пешеходного перехода... В Будапеште такая фигня случается просто сплошь и рядом... :-]
А вот чем удивил теперешний Будапешт - так это своим
качественным асфальтом на улицах, площадях, тротуарах. Многие парки и площади аккуратно выложены мощением из каменных плит и ФЕМа. Раньше, 12-13 лет назад, качество уличного покрытия в Будапеште было сродни теперешнему киевскому - сплошные ямы и выбоины. Ездить было очень тяжело и опасно - выбор был невелик: или в яму попадёшь или под мчащийся на дурной скорости троллейбус... Теперь ездить по Будапешту одно удовольствие - не нужно объезжать ямы и выбоины в асфальте, рискуя своей жизнью и создавая аварийную ситуацию. Хотя плотный динамичный трафик не даёт повода расслабиться, ехать приходится очень аккуратно и внимательно, постоянно отслеживая ситуацию на дороге. Но тем не менее, это далеко не Киев с его "пещерными нравами". Кроме того, в Будапеште появилось большое количество велодорожек. Они отведены либо за счёт тротуара (как правило), либо за счёт проезжей части (встречается реже). Велодорожки выделены рыжим цветом либо целиком, либо ограничивающей линией рыжего цвета. На самой велодорожке с определённым шагом проставлено схематическое изображение велосипеда. На регулируемых перекрёстках у велодорожки имеются свои маленькие трёхцветные светофорчики с "горящими" велосипедиками (красный/жёлтый/зелёный). Светофорчик выглядит очень прикольно. Кроме того, бордюры на перекрёстках в области велодорожки и пешеходного перехода понижены практически в ноль, чтобы было удобно их проезжать. Кстати, в Будапеште на очень многих пешеходных переходах (хотя и на на всех) бордюры понижены в ноль, даже на тех, где нет велодорожек. Вот она реальная забота о людях. А на велодорожке, идущей вдоль левого берега Дуная от Острова Маргит и Парламенту для водителей авто стоит знак "уступи дорогу велосипедисту". И водители авто этот знак соблюдают железно, причём без глупого чувства оскорблённого самолюбия. Этого там нет и в помине. Там на дороге все равны.
В общественных парках качество асфальта чуть похуже - иногда встречаются неширокие поперечные трещины, но ездить можно вполне. 12-ть лет назад именно Парки Будапешта могли похвастаться идеальным качеством асфальта. Но и сейчас качество асфальта в парках вполне приемлемое.
P.S. Кстати карты велодорожек Будапешта, окрестностей Будапешта, Балатона можно получить бесплатно:
а) в туристическом информационном центре
. Причём эти информационные центры есть и в других городах Венгрии, так что бесплатные вело и обычные карты можно спрашивать и там;
б) в "Жёлтой Зебре" - "Yellow Zebra" Bike tour & Rentals. Фирма занимается организацией экскурсионных туров на велосипедах и сдаёт велики в аренду. Велики не ахти какие, но тем не менее (http://www.yellowzebrabikes.com).