Ввиду того, что здесь на велокиеве я не нашел какой-то обощенной информации относительно родительского опыта обучения детей езде на велосипеде, решил завести отдельный топик. Ниже я опишу свой опыт освоения малюком езды на двухколесном велике – может быть он будет кому-то полезен.
Для начала: моему пацану 3 года и 4 месяца. Вот уже полтора месяца мы ездим на двухколесном велосипеде с 16-дюймовыми колесами без каких-либо дополнительных колесиков (да, kid реально длинный, и сейчас его рост примерно 1,07). При этом мы не ходили ни в какие школы, не занимались с тренерами, а просто сели и поехали. Все было очень обыденно и без каких-либо мощных волевых поступков – он просто сел и поехал, и хотя у нас еще остаются небольшие проблемы со стартом с места (ему нужно правую педаль ставить вверх и вперед, чтоб он сумел при посадке сразу стать на неё, оттолкнуться и поехать), тем не менее он вполне уверенно держится в седле и катается в свое удовольствие.
Теперь подробней.
1. От двух до трех: беговел
Итак, все началось в прошлом году: на день рождения (2 года) мы подарили ему беговел. Я выбирал достаточно долго, и изначально был настроен на Cube – просто потому, что у меня самого велосипед этой марки. Но день рождения в марте, беговелы в киевские магазины зимой не завозили, и в итоге я через интернет заказал Kokua Jumper. Дорого, но в итоге я ни копейки не пожалел потраченных денег. Вес у Kokua очень маленький (буквально килограмма 3), что позволяло двухлетнему малюку самостоятельно переносить его по ступенькам и забираться на бордюры, а встроенный сзади амортизатор смягчал приземления с бровки и езду по ямам.
2 года и 1 месяц – с этого возраста мы выходили на улицу с беговелом. Буквально за 3-5 поездок он уже уверенно держался в седле, умел держать равновесие и понимал как крутится руль. Все было очень просто и естественно, и единственное мое расстройство – достаточно быстро новенький, блестящий аппарат Kokua покрылся царапинами разной степени заметности. Да, пару раз упал, но падения только закрепляли модели неправильного поведения и в итоге зафиксировали в голове ребенка, как делать не нужно. Словом, на ошибках достаточно быстро научился, и отложил в голове элементарные правила безопасного вождения.
Как только он мало-мальски освоился с беговелом, дальше с него не слазил. Лето, осень, зима, весна – все сезоны прогулки были только с беговелом. Исключениями стали только периоды сугробов, но этой зимой такие периоды долго не держались, а если и затягивались, расчищенные дорожки для езды можно было найти.
Все хорошо, но к концу прошлого года стало понятно, что бамбино из беговела стремительно вырастает. Когда ему было полтора года мы собирали какие-то справки для детсада и врачи впервые зафиксировали рост 1 метр. В полтора года! Словом, мы росли, довольно быстро, и вот уже заменили маленький подседельный штырь на большой (в комплекте идет два), и я уж думал, что третий нужно будет делать самому. Но потом решил, что нужно просто купить велосипед большего размера. Так как беговелов с 16" в природе нет, стало очевидным, что дальнейшая история лежит через обычный велосипед.
2. Чуть меньше трех: первый велосипед
Изначально я планировал взять Kokua Likebike с 16" колесами. Но зимой как раз начались пляски с курсом, и когда за неделю цена увеличилась на 3.500 гривен, я от этой идеи отказался. И на Новый Год мы купили FOCUS Raven Rookie 16. Прекрасный детский велосипед, который в декабре стоил около 3.000 гривен.
1 января мы сделали первый заезд на велосипеде с боковыми колесиками. И когда он ехал на нем я понял первую ошибку – из-за колесиков он едет медленней и расслабленней. То есть того интереса от езды, вызываемого беговелом, с таким довеском просто нет. Он периодически останавливался (не слезая с рамы), ловил ворон, рассказывал истории и все такое, но особой радости от катания больше не было. Не удивительно, что несмотря на наличие велосипеда с колесами (который он, к слову, очень хотел), мы все равно продолжали чаще выезжать на беговеле.
Тут же проявился и второй недостаток велосипеда с колесиками – так как ему не интересно, он мог в самом непредсказуемом месте сказать "все, больше не хочу", что означало, что домой велик нужно тянуть в руках. А так как велосипед не легкий (несмотря на алюминиевую раму, 10 кг наверное было), то можно представить радость папы от такой прогулки (понимая тенденции, мама в таких велопрогулках не участвовала).
И третий недостаток: ребенок сообразил, что Focus – это велосипед с колесиками, на котором можно ковырять в носу. Потому все попытки снять колесики и заставить ездить на двух пресекались на корню – он просто даже не хотел садиться без них.
Тогда я решил, что нужно просто заменить Focus на любой другой велосипед с такими же 16-дюймовыми колесами, но только дополнительные колесики не ставить.
3. Чуть больше трех.
Главное достижение от езды на велосипеде с дополнительными колесиками – малюк научился нажимать педали. Ранее до этого на беговеле он научился держать равновесие. И я так видел задачу, как объединение воедино эти два навыка.
Так как Focus ассоциировался только с велосипедом с колесиками, у меня не было другого выхода как заменить Focus на что-то аналогичное. Я знал, что ребенок очень любит зеленый цвет, потому новый велосипед должен быть только зеленого. Поиски в магазинах ничего не дали, потому нужную модель пришлось заказывать из-за границы.
В начале мая (возраст 3,1) нам пришла посылка с велосипедом. Я в течение недели рассказывал ему, какой клевый велик мы купили, показывал ролики на YouTube, мы раскрывали коробку, смотрели на упакованную раму и цокали языком... Словом, мы полностью готовили его к тому, что в один день он пересядет на новый, зеленый велик. В это же время я параллельно договорился о продаже-покупке старого. В тот же день, когда покупатели забирали Focus, мы пошли в мастерскую и попросили, чтоб велик собрали в нашем присутствии (всем мальчикам нравится смотреть как собирают агрегаты, и наш не исключение). Да, в мастерскую мы принесли коробку, в которой боковых колес уже не было – обычный двухколесный трандулет. Нам собрали за полчаса, после чего мы вышли из мастерской, сели на него, и просто поехали. Практически полностью сами.
С этого момента мы ездим только на зеленом велосипеде без дополнительных колесиков. Примерно за три покатухи он научился тормозить, еще через несколько заездов он начал более-менее уверенно стартовать с места (хотя это еще не самый отработанный прием). Сейчас ему снова нравится ездить на велике, он снова готов не слазить с него часами, и я больше не тягаю велосипед на себе. Правда, проявился новый недостаток – за ним постоянно нужно бегать. Параллельные заезды (я на большом, он на маленьком) делать я пока не рискую (вдруг упадет и расцарапает ногу, тогда нужно будет переть на горбу его и два велосипеда одновременно), потому приходится просто бежать за ним. Но это уже нюансы – по мере освоения велика он научился останавливаться, разворачиваться и ехать ко мне обратно, и сейчас я бегаю больше оттого, что он просто маленький, ему пока чуть больше трех, и я должен быть где-то рядом.
4. Выводы:
Не знаю, насколько они адекватны, но все же:
- беговел – это реальная сила. Он важнее абсолютного большинства игрушек, потому нужно брать обязательно;
- с самого начала нужно приучить ребенка, что без каски на беговеле/велосипеде не выходят. Мы один раз крепко упали на ровном месте, и если б не каска, то еще непонятно что было бы. А так он просто встал, похныкал, и через минуту продолжил ехать;
- самое мощное и наглядное объяснение как не нужно делать – это позволить ребенку совершать ошибки под твоим контролем. Держать руль прямо он стал после того как упал оттого, что крутил руль во все стороны, а не въезжать в заборы и кусты перестал после того, как он в въехал в забор и поцарапал руку;
- вообще падать с велика нужно уметь. И научиться этому можно только падая с велика
- детские велоперчатки – реальное спасение от царапин. Падать стало менее травматично, а падение с велика не требует вызова МЧС для устранения потопов от моря выплаканных слез;
- при переходе с беговела на велосипед с педалями сразу отказываться от дополнительных колесиков. Да, страшно (папе, маме и бабушке), да рискованно, да нужно быть все время рядом и поддерживать его. Но при этом он достаточно быстро поедет, и в дальнейшем вы сами скажете себе за это спасибо (он не скажет, так как думает, что все так и должно быть);
- ну и заинтересовывайте ребенка – ролики на YouTube, друзья с великами, красивая детская каска и прочее только помогают ему настроить свое "хочу" в нужное для вас русло.
Вот так. Уточню – я не профессиональный психолог или велосипедист. Я не брал за основу какие-то методики и прочее. Я просто описал свой опыт, и думаю, что он тоже кому-то может помочь. К примеру, если бы мне прошлой зимой сказали, что боковые колесики только вредят, я бы конечно их не ставил, и мы бы сейчас рассекали на синем Focus. Потому если что-то выглядит ненаучным или антигуманным – как говорится, sorry-sorry