Понравилась вот эта
статья Антона Романова, с банальным названием "О фотопейзаже". Авторский взгляд на фотоискусство. О пейзаже там хорошо написано. Но, по сути, это
дайджест всего того, что стараются донести до зрителя классики фотографии, искусствоведы и фотокритики, но написанный в простом, доходчивом и лаконичном стиле. После прочтения статьи, просмотра фоторабот авторов, о которых упоминается в статье Антона, я совсем по другому стал рассматривать и оценивать фотографии, повторно засел за Лапина, его «
Фотография как» раньше просматривал, но тогда многое не дошло...
Несколько цитат из статьи:
Интернет полон огромного количества статей по технике пейзажной фотографии: об экспозиции, о камерах и объективах, о штативах и фотопленках. Попадая на очередной сайт, вскоре понимаешь, что все это ты уже где-то читал и изучаемая тобой статья ни что иное, как очередная компиляция на заезженную тему. А вот статей посвященных совершенно другим вопросам: ни чем снимать, а что – в Интернете я не видел. И уж тем более не видел статей, посвященных тому, о чем думать и как мыслить, снимая пейзаж.
Вот что сказала мне как-то одна хорошая фотографиня под одной из моих работ:
«То, что Вы принимаете за композицию, на мой взгляд, не более чем просто компоновка. Композиция охватывает более сложные элементы, включая задумку, цель съемки, выбор приемов и средств, а также места съемки и его персонажей. А то, как поставить фотик по отношению к линии горизонта – это не более чем компоновочная задачка для ученика начального уровня«.
Язык фотографии – это линии, формы, тона, пятна. Соединяясь в группы, они образуют ритмы или наоборот, одиночное пятно на фоне большого пространства создает соответствующие чувства, к примеру, одиночества или депрессии. Важно научиться видеть изображение как набор пятен, линий и форм, а не только как взаимоотношение реальных объектов.
именно то, как устроено изображение, раскрывает его истинную суть, открывает нам путь к раскрытию сюжета, к пониманию того, что хотел сказать автор. Таким образом, вырисовывается очень важная вещь: В искусстве важно не столько то, что изображено, сколько как изображено. То есть форма для нас более первична, чем содержание и вместе с тем она неотделима от него. Собственно через форму и раскрывается истинное содержание работы. Вот что пишет в своей книге «Фотография как» Александр Лапин:
"Удивительна способность нашего зрительного восприятия разгадывать, оживлять иконические знаки. В тех линиях и пятнах, которые присутствуют на фотобумаге, мы, в самом деле, опознаем не просто собаку, но собаку определенной породы. Точно так же узнаем мы знакомого человека, предмет в его руке, вслед за этим мы понимаем, чем он занимается или что с ним случилось, а также реакцию окружающих его людей. Многие думают, что такой, «рассказ» и есть содержание фотографии, однако это не так. Изображение содержит в себе несколько уровней. Вся конкретная информация -только первый, поверхностный уровень, за которым находится более важный второй уровень – изобразительных взаимодействий. Здесь существенно не просто присутствие собаки, человека, облака и так далее на снимке, а их изобразительное наполнение, очертания, формы, подобия и контрасты отвлеченных геометрических фигур, а также взаимодействия между ними. В первом уровне изображения заключена фабула, а первый и второй уровни совместно выражают сюжет, который развертывается в определенной последовательности и раскрывает истинное содержание изображения. Фабула – это то, что происходило на самом деле (фиксация деталей, событий и действующих лиц), а сюжет – это то, как воспримет происходящее зритель. «Он целует ее» или «они идут по улице» – это фабула, а сюжет, как и содержание, имеет в этом случае бесчисленное число возможностей, ибо зависит от способа изображения, а это и есть как. Отдельное слово хочется сказать о связях в фотографии. Они играют огромную роль в композиции изображения. Именно благодаря связям раскрывается авторский замысел произведения и красота композиции".
Вот сайт
Метта Стюарта, несколько работ которого были приведены в статье; просматривая остальные его опубликованные фотографии, получил истинное наслаждение!
Нашел еще одного фотографа, который работает в схожей манере -
René Maltête, просто чудные работы
;
ссылка на его сайт.
зы. жаль, прикрыли мою давнишнюю тему о фотографии, там было много интересных ссылок по теории фотографии и ссылок на работы признанных фотографов, интересно было бы их сейчас посмотреть :smt102. А может она где-то в архиве?