Spoiler
Show
http://twentysix.ru/blog/stuff/108733.html
Да, они прочно застолбили себе место под солнцем — полтора года назад я сравнивал на кросс-кантрийной трассе два Specialized Epic — 26" и 29" и был удивлен тому, насколько проще на 29" версии крутить вверх. После того теста я понял, что эпоха 26" в кросс-кантри закончилась навсегда. Что, собственно, мы сейчас и видим.
Оукей, с кросс-кантри всё понятно. Но была у того эпика одна интересная особенность — вниз он ехал крайне неохотно. Точнее ехать-то он ехал, а вот на техничных секциях с поворотами были проблемы. Еще бы — длинная база, огромные колеса, бесконечные перья. Не поймите меня неправильно — я даже съехал на нем по даунхильной трассе в Игоре и, в общем-то, все получилось (разумеется трамплины я не прыгал) — но постоянно было ощущение, что на колесах меньшего диаметра я был бы быстрее.
С тех пор я попробовал еще несколько найнеров — подвесов и хардтейлов, с различной геометрией и ходом. Но основной вывод оставался неизменным — накат отличный, крутить прекрасно, но на техничных спусках большим колесам делать нечего. Что и требовалось доказать.
Потому что неожиданно стало понятно, что этот найнер научили ездить вниз, и мне стало очень интересно, как же у него это получается.
Итак, что же такое сделали с найнером инженеры Specialized? Давайте приглядимся к нему повнимательнее. Первое, что бросается в глаза — ход подвески. Мы уже привыкли к тому, что у найнеров он меньше, чем у аналогичных байков с колесами 26". И, если говорить о трейле/эндуро, обычно это что-то вроде 120-140мм хода. У Enduro 29" ход тоже уменьшили по сравнению с классической версией — но тем не менее он составляет внушительные 155мм — это больше, чем у многих 26" эндуро-байков! За переднюю часть байка отвечает Fox 34 с 150мм хода. Это интригует уже само по себе — как известно, за счет больших колес найнеры отлично гасят мелкие неровности, перед которыми пасуют 26" колеса, а уж с таким ходом подвески Enduro, надо полагать, способен проглотить и не поперхнуться вообще всё, что угодно. Когда подвеске есть, куда сжиматься, это уже приятно, но как насчет поворотов? Сюрприз номер два — колесная база Enduro 29 M-ростовки всего лишь на 6мм (!) больше, чем колесная база М-ки Enduro 26! Но как? И вот тут глаза цепляются за цифру, являющуюся для Specialized предметом гордости. 430мм. Это длина задних перьев Enduro 29. Именно в этих миллиметрах и кроется один из секретов отличной управляемости байка.
Понимаете? Нельзя просто взять и сделать длинноходный найнер c короткими перьями. Во-первых между рамой и колесом должен оставаться вменяемый грязевой просвет. Во-вторых этому самому колесу нужно еще куда-то двигаться при срабатывании подвески. И, конечно, нельзя забывать о кинематике подвески — ей же еще и надо правильно срабатывать. В случае с Enduro 29 борьба шла за каждый миллиметр. Подседельная труба смещена вперед и изогнута заметно сильнее, чем на 26й версии. Арка между верхними перьями находится не сверху, а снизу. Крепление переднего переключателя у версий с двойником спереди выполнено в роли отдельного элемента, очень тонкое, чтобы не задевать за покрышку и сделано съемным. А нижние перья в районе каретки сплющены в высоту — благодаря этому в Enduro 29 можно использовать покрышку шириной 2.5", что важно, если речь идет о техничных трассах с большими уклонами и серьезными препятствиями. Итог — найнер с очень компактным задним треугольником.
Завершает картину низкая каретка. Очень низкая. От земли ее отделяют всего лишь 335мм. И это — один из тех компромиссов, на которые пошли ради улучшения управляемости. Скорее всего особых проблем не будет даже с двойником, но, конечно же, Enduro 29 в первую очередь рассчитан на использование с ХХ1 с ее маленькой передней звездой и отсутствием успокоителя.
Все эти бесконечные цифры конечно хороши, но как ведет себя большой найнер в реальной жизни? Для тестов у меня были условия, о которых можно только мечтать — два байка моей ростовки, Enduro 26 и Enduro 29 с практически идентичной навеской, пустая трасса (все уехали на кросс-кантри) и отличная погода.
Возможно ли в принципе "лечить" по цифрам геометрии и предсказывать по ним? Или же здесь такой комплекс разных факторов и компромиссов, когда нужно все перепробовать одному и тому же ездоку на одной и той же трассе, и только после этого судить о достоинствах или недостатках какой-то конкретной рамы?
В общем, изложил как-то все сумбурно, может кто-то на пальцах сможет разъяснить популярно что и к чему в этих найнерах?
П.С. Тема сразу в песочнице.