Кто не верит — пойдите в ближайший обувной магазин и попробуйте купить обувь 50го размера, а женскую?
К сожалению с велосипедом для людей нестандартной комплекции тоже возникает много проблем. С ними мы сейчас и попробуем немного разобраться.
Я сам имею вполне среднестатистические параметры, поэтому мои познания в этой теме только теоретические, почерпнуты из общения с высокими людьми и чтения других форумов. Если вы из этой категории, то просьба поделиться опытом, ведь это может помочь кому-то в выборе велосипеда.
Я когда-то читал статью о том, что кто-то из игроков NBA владеет компанией по производству хендмейд велосипедов для высоких людей. Клиенты в основном — сами баскетболисты. Но, правда цена у таких велосипедов совсем не гуманна — хендмейд ин ЮэсЭй стоит дорого.
Что могут предложить велопроизводители тем, кого природа одарила баскетбольным ростом? К сожалению не так и много — часть производителей не выпускает велосипеды больше 21"-22" ростовки. Некоторые выпускают 23" или даже 24", но к нам такие велосипеды редко завозят, так как можно продавать его очень долго. То есть, если в вас более 2 метров, то скорее всего вам придется покупать велосипед под заказ.
Что бы я советовал брать высоким велосипедистам? 29еры — горные велосипеды с большими(29 дюймов против традиционных 26). Найнеры берут в первую очередь из-за их ходовых качеств,
но в силу особенностей конструкции они более гармонично смотрятся в больших размерах, да и обычно размерная сетка у них отличается от традиционных, и по параметрам трек 4300 на 26" колесах в 21" размере близок к трек ваху на 29" уже в 19" размере. То есть, если трек 4300 в 21 ростовке рассчитан на человека ростом 180-190 см(здесь и далее все значения по росту даны приблизительно, так как у разных людей с одинаковым ростом может быть разное соотношение длины рук-ног и велосипед нужно мерять), то трек ваху уже где-то на 185-200. Ну а максимальный размер рамы у того же ваху равен 23 дюймам и подойдет даже очень-очень высоким людям. Такая же тенденция есть у многих других(хотя не у всех) производителей.
Сейчас подкрепим вышеозвученное веселыми картинками.
Берем трек 4300 в "обычном" 18.5 размере. Это примерно на рост 170-175 см: красивый пропорциональный велосипед. а теперь давайте взглянем на эту же модель, но в максимальном 23,5 размере
Теперь же взглянем на ваху в 17.5 размере, который подходит на 175-180 см роста
А теперь взглянем на эту же модель, но уже в максимальной 23 ростовке
Еще один плюс найнера для высоких людей - на них обычно ставят широкие рули, что более удобно для людей с длинными руками и широкими плечами. Хотя, возможно, вам захочется поставить еще шире.
Раньше найнеры стоили очень дорого, но сейчас, с ростом их популярности, разница в цене между велосипедами с 26" и 29" колесами становится все меньше, но все равно большеколесники стоят чуть дороже.
Все вышенаписанное касается только горных велосипедов(они у нас наиболее популярны), так как кроссовые имеют обратную тенденцию — там обычно размерная сетка сдвинута в другую сторону, и максимальный 23 размер подходит лишь для "скромных" 190 см(тоже несколько условно, ведь геометрии бывают разные). Хотя вот оказалось, что трек делает серию фитнесбайков в размерах вплоть до 25", но их скорее всего нужно будет везти под заказ(хотя у кроссовых максимальный размер 22.5"). А ситибайки вообще очень часто делают в одной-двух ростовках, естественно для среднестатистического роста. К тому же высокий человек обычно и весит больше своего более низкого коллеги, а горные велосипеды все-таки имеют больший запас прочности, но о выборе велосипеда для тяжелых людей мы поговорим в другой статье.
Специализированные же велосипеды — будь то даунхилл или шоссе требуют более серьезного углубления, но это уже удел спортсменов и выходит за рамки этой статьи.
Что же делать, если вы настолько высоки, что даже в максимальном размере велосипед вам маловат(ну или вам понравился велосипед, у которого максимальный размер недостаточно велик, тот же кросс)?
Если велосипед слегка мелковат, то можно его подогнать под себя, воспользовавшись некоторыми хитростями:
1. Поднять подседельный штырь повыше, но у всех есть значение, выше которого поднимать нельзя. обычно ставят штыри длиной 300-350 мм. Возможно вам придется купить более длинный - штыри длиной 400 мм не редкость, а если поискать, то можно найти еще длиннее. Но если вы не только высоки, но еще и весите немало, то это может повлечь отмену гарантии по раме - советую уточнить этот момент с продавцами, ну и в случае, если штырь приходится подымать высоко и/или вы весите немало, то еще и брать максимально длинный, чтобы больше штыря оставалось в подседельной трубе.
Это сможет помочь компенсировать недостаток по высоте. Следующие советы помогут немного компенсировать недостаток по длине рамы.
2. Подседельные штыри бывают с оффсетом - то есть седло на них слегка сдвинуто назад. Это может позволить слегка растянуть посадку.
3. Обычно производители ставят на большие рамы длинные выносы, чаще всего 120 мм. но бывают еще длиннее - 130. а если очень поискать, то иногда можно найти более длинные. Правда с длинным выносом управляемость велосипеда становится хуже(именно поэтому длинные выносы редкость), но если уж совсем никак иначе нельзя решить проблему, то придется хоть так.
Кстати, можете обратить внимание, насколько у трека 4300 в 23.5 размере вынос руля длиннее, чем у всех остальных велосипедов в обзоре. Скорее всего это стоит максимально возможный, и его уже удлинить вряд ли удастся.
4. Руль. Чем шире руль, тем мы получаем более вытянутую посадку. Раньше на МТВ ставили рули 600 мм и меньше(на кроссах до сих пор такое распространено), сейчас тенденция делать рули чуть пошире - вплоть до 700 мм. Но в экстремальных дисциплинах используют более широкие рули(есть даже шире 915 мм), то есть заменой стандартного 640 на, допустим, 740 можно выиграть еще немного.
Но все вышеизложенные советы можно использовать только в том случае, если иначе совсем никак. Так как велосипед со 130 выносом и 810 рулем будет не только выглядеть не ортодоксально, но и плохо управляться, ну и будете цеплять таким широким рулем все подряд. В плотном городском трафике или между деревьями может быть страшновато.