Поделюсь опытом покатушек по Голландщине. Чаще всего проводил в время в провинции Зяуд-Холланд (рядом с Гаагой).
Что могу сказать. Вся страна опутана сетью велодорожек, на которых уживаются дети, взрослые на сити-байках, они же с детьми, бабушки возрастом под 70 лет в миниюбке и с сигаретой в зубах, спортсмены на МТБ, едущие в сторону спец. мест где можно поганять по бездорожью, шоссёры, и прочие, прочие, прочие. Кроме того, по велодорогам голландии передвигаются мотороллеры, максимальной скоростью для них на велодороге является 50 км/ч. Ещё по ним могут ездить инвалиды на электроколясках, персонажи на роликах, просто бегуны. Никто никому не мешает. Стандартная велодорога в Голландии достаточна для того, чтобы на ней могли разъехаться 4 велосипедиста. В реалии - одна полоса для двух велосипедистов в одну сторону и встречная полоса для двух велосипедистов в другую сторону. Типичную голландскую велодорожку можно увидеть на картинке
Кроме того, всё разнообразие велодорог голландии можно посмотреть, погуглив картинки по слову fietspad.
Шоссеры весьма вольготно чувствуют себя на велодорогах за городом, где мало шарится людей на городских байках. Подход к велогонкам в городе простой: "автогонки на городских дорогах запрещены? вот и нечего устраивать велогонки на велодорогах в городе." Все понимают и не гоняют ибо: дети/старики/глухие/слепые и т.д.
Повороты показывают все, чаше всего лениво согнув руку в локте и оттопырив в сторону поворота указательный палец.
В 99% случаев на дороге велосипедист - главный. Даже главнее пешехода.
Типичный голландский перекрёсток-клумба. Присутствует в подавляющем количестве спальных районов городов и пригородов, деревень
В данной ситуации первым куда бы то ни было движется велосипедист. Его пропускают даже пешеходы. После велов идут педестрианы, дальше едут все остальные. Главная дорога - по кольцу. На таких перекрёстках не нужны светофоры, ибо едут по кругу все медленно, вклиниться можно всегда.
Подробнее о нём можно глянуть по ссылке
http://www.fietsberaad.nl/index.cfm?lan ... g+fietsers
В случае с загородной нашей простой двухполосной дорогой, возле которой нет велодорожки, происходит следующий казус как на картинке справа:
Что это означает? А означает это то, что вы катитесь справа или слева от полос, не занимая центральную часть. Она предназначена для объезда вас автомобилями и по ширине эта полоса равна ширине авто. Что же происходит, если едут навстречу два велосипедиста и за ними автомобилисты? А всё просто: автомобили будут плестись за вами до тех пор, пока не появится просвет, достаточный для обгона. И велосипедист будет прав.
Дабы не было неловких столкновений на перекрёстках, даже для велосипедистов делают "лежачих полицейских". Зовутся они fietsdrempel и выглядят так:
Про такие вещи, как светофоры для велосипедистов, парковки и прочие вещи говорить не буду.
Голландцы говорят, что они учатся раньше кататься на велосипеде, чем ходить. И я им верю. На велах ездят все. На 16 млн населения приходится 18 млн велосипедов. Велы дороже, чем на Украине, расходники/ходовые аксессуары стоят те же деньги. Существует страховка на вел. Она продаётся с новым великом и действует в течение 5 лет. Обязаловкой для страховки будет наличие стационарного велозамка, вот такого:
Крепится каким-то образом месту стыка подседельной трубы и перьев. В залоченном виде блокирует заднее колесо. Велики воруются и с ним.
Дети в обязательном порядке изучают в школе правила поведения на дороге. После чего сдают экзамен и получают разрешение на езду по велодорожкам. До этого момента они имеют право кататься только в парках/пешеходных зонах.